Венеция находится в Венецианской лагуне – обширном мелководье, расположенном на северо-западе Адриатического моря. В этой части бассейна можно найти огромное количество мелких островков. В V веке нашей эры эти территории облюбовали жители Апеннинского полуострова, которые спасались от орд варваров, разоряющих Римскую Империю. Небольшие клочки суши, разбросанные на сотни метров друг от друга, трудолюбивые римляне укрепляли сваями и соединяли мостами. Вскоре на островках были возведены прекрасные дома и дворцы.
С большой землей Венецию соединяет мост Понте-делла-Либерта, длина которого 4 километра. Те, кто прибывают в Венецию на личном автотранспорте, пересекают мост и въезжают на площадь Рима (пьяцале Рома). На здешней стоянке туристам необходимо оставить свой транспорт – далее возможна только пешая либо водная прогулка.
Пьяцале Рома – конечная остановка автобусов, которые курсируют между Венецией и материком. Площадь находится в западной части города, в том месте, где его главная водная магистраль – канал Гранде – пересекается с каналом Рио-Нуово.
По форме план Венеции напоминает тело рыбы, прорезанное четырехкилометровой извилистой линией канала Гранде, вдоль которого возведены лучшие из знаменитых дворцов города. Большинство из них относятся к в XV — XVI векам, самые «молодые» были построены в XVII столетии. С той поры облик канала оставался практически неизменным.
Первой достопримечательностью, которую вы встретите на своем пути будет палаццо Вендрамин Калерджи, возведенный в XVI в. Дворец сохранился весьма неплохо. Палаццо – это классический образец венецианского зодчества эпохи Ренессанса. Именно здесь провел свои последние часы знаменитый композитор Р.Вагнер. Сегодня тут Казино-ди-Венеция. Архитектором этого роскошного сооружения стал Мауро Кадусси. В Венеции можно найти еще несколько дворцов и соборов, которые спроектировал этот талантливый итальянец. С первой половины XVIII владельцами палаццо стали члены знатной семьи Вендрамин Калерджи – именно в их честь был назван дворец. После Второй мировой здание было выкуплено городскими властями, а в 1959 году тут начало работать казино, кстати, единственное на канале Гранде. Игорный дом принадлежит муниципалитету. Городу достается около половины всей выручки, что в год составляет не одну сотню миллионов евро. Из остальной суммы платят зарплату персоналу и выделяют средства на ремонт и реставрацию здания.
Палаццо Санта-София (Ка-д-Оро, Золотой дом) был построен в XV веке архитекторами Буонами, отцом и сыном. Первыми владельцами дворца была венецианская семья Контарини. В фасаде здания было использовано сусальное золото и самые дорогостоящие краски той эпохи – ультрамарин и киноварь. Люди, которые проплывали по Каналу, всегда восхищались красотой этого палаццо. Сейчас следов ультрамарина на Ка-д-Оро не видать, но и без него дворец выглядит впечатляющее. За века здание сменило нескольких владельцев. В XIX в. Золотой дом принадлежал князю Трубецкому, который позже подарил его балерине М.Тальони. Последним владельцем был барон Франкетти, который передал палаццо Санта-София городу. Нынче в его стенах расположился музей.
Неподалеку от Ка-д-Оро находится палаццо Ка-да-Мосто, история которого также переплетается с Россией. Дворец этот является одним из старейших в Венеции – он датируется XIII веком. Именно здесь в XVIII веке под именем графа Северного некоторое время жил наследник русского престола Павел. Сегодня здание имеет заброшенный вид. Владела домом семья Мосто, члены которой были знаменитыми венецианскими флотоводцами. В XV-XIX века тут размещался отель «Белый леа». В нем-то и останавливался будущий российский император.
Частных дворцов, которые принадлежали бы одной семье, на Большем канале уже нет. Теперь в палаццо расположены рестораны, отели, музеи, офисы. Но названия остались прежними – в честь бывших владельцев.
В X-XVI веках Венеция была крупнейшим торговым центром Средиземноморья. Берега канала Гранде стали своеобразным рынком, где купцы продавали и обменивали свои товары. Покупки здесь можно сделать и сейчас, правда, в основном это сувениры. А при желании можно заглянуть и на рынок, коих тут два – рыбный и овощной, оба находятся возле дворца Ка Пезаро.
В эпоху средневековья в городе было огромное количество иностранных купцов, для которых открывались гостиные дворы. Фондако-деи-Тедески – один из таких дворов, который раньше был немецким подворьем. Дворец был построен в начале XVI века и на тот момент являлся крупнейшим иностранным представительством в городе: на его территории располагались конторы, склады, гостиница. В наше время в здании дворца находится городская почта. Многие туристы заходят сюда, чтобы отправить домой открытку с живописными венецианскими пейзажами.
Рядом с Фондако-деи-Тедески можно увидеть другую достопримечательность города – мост Риальто, возведенный в самом узком месте Гранд-канала, где расстояние между берегами менее 30 метров. Мост, сделанный из камня, появился лишь в XVI веке, раньше здесь были деревянные, которые периодически сгорали дотла. На протяжении веков Риальто ассоциировался у горожан суматохой, шумом и гамом, сегодня такого столпотворения нет – только мирно торгуют своим незамысловатым товаром сувенирные лавки. Венеция воистину город мостов – их тут 446, но через канал Гранде перекинуто всего три.
Водные трамвайчики – «вапаретто» – постоянно снуют туда-сюда по главной магистрали Венеции. «Вапаретто», что с итальянского переводится как «пароходик» – самый востребованный вид транспорта. Средняя цена поездки на нем €5.
Водная прогулка по Большому каналу доставит массу положительных эмоций. Гондольеры очень вежливы друг с другом, уступают при необходимости дорогу и терпеливо ждут, если какое-нибудь суденышко, совершая маневр, перегородит дорогу. Серьезные аварии и инциденты на Гранд-канале случаются крайне редко, однако соблюдать осторожность все равно необходимо – безмозглые лихачи явление хоть и нечастое, но имеющее место. В Венеции существует ограничение скорости для судов – 20 км/ч. Если двигаться быстрее, то создаваемые плавсредством волны могут повредить сваи, на которых стоят старинные дома.
Практически любое здание, расположенное на берегах канала Гранде связано с именем какой-нибудь исторической личности. Небольшой по размерам, внешне чем-то напоминающий кусок праздничного пирога палаццо Дандоло был назван по имени дожа, который правил Венецией в XII в. Во многом благодаря этому человеку город достиг своего могущества и процветания. На месте дворца некогда стоял дом, в котором Дандоло появился на свет. Именно он сделал так, что богатства из разграбленного крестоносцами Константинополя рекой потекли в Венецию.
Палаццо Барбаро, стоящий чуть дальше, в разное время был местом проживания французского живописца Клода Моне и американского писателя Генри Джеймса. Последний был приглашен в Венецию тогдашними владельцами дворца миллионерами Кертисами.
Напротив расположился палаццо Дарио – «карточный домик, к которому и прикоснуться страшно», как говорил про него Генри Джеймс – настолько покосившимся и хлипким выглядело здание. Построили дворец для Джовани Дарио, венецианского посла в Константинополе. Палаццо Дарио считается проклятым домом, многие его владельцы совершали самоубийство, внезапно умирали, становились банкротами.
Палаццо Корнер-делла-Ка-Гранде, одно из крупнейших сооружений на канале Гранде– нынешнее здание венецианского муниципалитета. Дворец был возведен в 1561 году по проекту архитектора Якопо Сансовино для Джакомо Корнаро, приходившегося племянником кипрской королеве.
В самом конце Гранд-канала стоит собор Санта-Мария-дела-Салуте, построенный в 1681 году в честь Мадонны Исцеляющей, которая, по тогдашним поверьям горожан, спасла город от свирепствовавшей в нем эпидемии чумы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий