1761 год не вошел в историю какими-либо особо важными событиями. Знаменитая английская буржуазная революция была уже позади; Великая французская только приближалась; о русской еще и не помышляли, а Америка воевала за то, чтобы превратиться в независимые Соединенные Штаты. И тем не менее именно в 1761, согласно архивной записи, в Страсбурге родилась девочка, которую нарекли Мари. И, конечно же, никто не подозревал, что она будет иметь определенное отношение к перечисленным выше событиям.
Её отец – Иоган-Жозеф Гросхольц — солдат австрийской армии, довольно быстро покинул Страсбург, оставив дочери единственное наследство – законное имя, что не так уж и плохо для той эпохи, когда дети часто не имели и этого. Что послужило его столь скоропалительному отъезду, остается тайной. Возможно, приказ о начале очередной военной операции, а возможно и то, что Анна – жена, будучи моложе его на двадцать семь лет, после рождения дочери завязала роман с Филиппом Кюртюс – образованным и предприимчивым молодым человеком. Банальная история с классическим треугольником, существовавшим во все времена, но, в данном конкретном случае, с совершенно неожиданной развязкой. Молодой человек предложил Анне с ребенком переехать в Париж, где он представляется повсюду, как анатомист. Редкая специальность с неконкретным содержанием, которое может обозначать как некоторые познания в области медицины, так и в лепке восковых фигур. И, наконец, самое удивительное, что он привязался к ребенку, а малышка нашла в его лице заботливого отца и хорошего наставника.
Свою карьеру в Париже Филипп Кортюс начал с изготовления миниатюрных бюстов из воска. Знаток человеческой натуры, он умело льстил своим клиентами, изображая их более привлекательными, чем они были в реальности. В ту эпоху, когда еще не было фотографий, а настоящий портрет у художника стоил дорого и не каждому был по карману, миниатюрные восковые фигурки Кортюса пользовались большой популярностью, измерявшейся многочисленными заказами. Получаемая прибыль позволяла ему арендовать галерею в престижном аристократическом районе Парижа.
Мари после нескольких лет в начальной школе постепенно приобщается к этой деятельности. Вначале он показывает ей, как нужно лепить цветы и фрукты из воска, затем сюжеты становятся более сложными. Она начинает привыкать к этому таинственному материалу, хрупкому и непокорному одновременно, параллельно учится рисовать, шить и моделировать прически. Она оказалась способной, а ее помощь становится все более заметной: Мари — здесь, Мари — там.
В один из холодных февральских дней 1778 года Филипп Кюртюс приглашает Мари на сеанс моделирования на улицу Бон, где остановился великий Вольтер. По дороге он объяснил Мари, кем был этот человек для Франции, а то, что он согласился позировать Кюртюсу, говорит о том, что имя мастера было достаточно известно в те годы. Мари внимательно следит за работой своего учителя и с и интересом наблюдает за философом. Для нее это был первый урок моделирования лица — самого трудного элемента человеческой фигуры. Это был также и первый урок живой истории, который она не забудет никогда. Два месяца спустя великий мудрец умер и, неожиданно, они стали единственными обладателями уникального слепка из воска, сделанного при жизни философа. Деловая хватка Кюртюса подсказала ему, что нужно тот час же изготовить бюст Вольтера. Выставленный в витрине магазина, он привлекал покупателей, да и просто зрителей, желавших простится с этой неординарной личностью. А Кортюс преподнес Мари еще один урок: не нужно пренебрегать зрителями, которые, побывав на их выставке один раз, затем возвращались вновь, превращаясь в клиентов и покупателей.
Так Мари приблизилась к своему двадцатилетию и одновременно она смело входит в мужской мир коммерции и предпринимательства. Она уже полностью освоилась в своей необычной профессии, став хорошим скульптором, но не только... Она сама ведет финансовые документы, торгуется с продавцами воска, тканей и настоящих волос в поиске, где получше, но подешевле; заполняет регистрационные книги; думает о более выгодном освещении фигур, дабы замаскировать неестественно бледный цвет воска; устанавливает зеркала в выставочных залах, искусственно увеличивая пространство. Все для привлечения посетителей, для которых она не жалеет своего природного обаяния. И она уже четко уловила, что должна реализовать свои новые идеи раньше, чем подумает об этом конкурент.
1789 год – кровавый год в истории Франции. "Революция", "казнь", "гильотина" — слова, которые чаще всего можно было услышать в ту эпоху на улицах Парижа. Это был период охоты на любого “гражданина”, подозреваемого в симпатии к королю. Люди бледнели, услышав вечером шаги на лестнице. Кто это? Друзья или солдаты нового республиканского правительства? Как ни странно — все революции похожи друг на друга...
Дела у Мари шли намного хуже, чем раньше — французам не до искусства, выставка пустовала. Неожиданно фортуна усмехнулась ей, но эта улыбка была грустной, даже трагической: в 1790 году умер Бенжамин Франклин, в память которого Национальная Ассамблея Франции объявила траур, а Мари, вспомнив урок Вольтера, тотчас же моделирует профиль великого американца и устанавливает его перед входом в галерею. В течение многих дней толпа почитателей этого свободолюбца не уменьшалась перед их выставкой.
Год спустя Париж прощался с другим своим любимцем – Мирабо. Мари изготовляет и выставляет в витрине его бюст — количество посетителей резко возросло, как и прибыль. Галерея, не смотря на эту грустную славу, становится все более известной.
Неожиданно к Мари приходит иная идея: почему бы не начать лепить портреты живых героев революции? Она обращается к Робеспьеру с просьбой изготовить его бюст и, что удивительнее всего, что он не возражает. Мари полна новых идей, а портреты выдающихся личностей интересуют её особо. Интуиция подсказывала ей, что все эти люди войдут в мировую историю.
Кульминацией в её деятельности стало убийство Марата сторонницей короля Шарлоттой Кордей. Мари еще ничего не знала, когда в ателье вошли несколько представителей власти и, потребовав взять все необходимое для снятия слепка, сопроводили её к месту убийства. Её руки работали четко и уверенно, почти механически, а глаза пытались запомнить черты лица молодой женщины, окруженной солдатами. Вернувшись, она по памяти восстановила её портрет, а позже, по своим эскизам сделала маску – муляж Шарлотты. Неожиданно её осенило, что эта женщина, одна, без Марата — своей жертвы, не представляет собой ничего особенного. Они должны быть вместе. Появилась идея о создании не только фигур, но отдельных сцен, воспроизводящих ключевые моменты истории. Так было положено начало её будущей коллекции.
Казалось бы за всем этим Мари забыла о личной жизни, но нет. Она пользуется успехом у мужчин и не строит из себя недотрогу, но мысль о замужестве ей пришла в голову лишь после смерти Кюртюса, когда она по-настоящему почувствовала себя одинокой. Кем был в её жизни этот мужчина? Любовник матери, вначале он заменил ей отца, которого она не знала, а затем превратился в её наставника и друга, к мнению которого она всегда прислушивалась. Оставив ей ателье и выставочные залы в наследство, он добавил к этому и моральное достояние, научив ее не только работать и мыслить, но самое главное — реализовывать свои проекты. Не так уж и мало! В эти годы у нее уже четко выкристаллизовались редкие для женщин той эпохи достоинства: привлекательность и ум, невероятная трудоспособность и динамизм мышления, решительность и деловая хватка, умение приспособиться к новым обстоятельствам и сразу же извлечь из них выгоду.
Несколько месяцев спустя, после кончины Кюртюса, она познакомилась с Франсуа Тюссо, и в октябре 1795 года они уже обвенчались в мэрии Парижа. В сентябре 1796 года родилась девочка, которая, к сожалению, умерла через 9 месяцев. В апреле 1798 года рождается сын Жозеф. Как ни странно, рождение ребенка не выбило ее из устоявшегося ритма. Она по-прежнему энергична и изобретательна. И именно отсутствие этих качеств у мужа начинает ее раздражать. Она ждала от него помощи и поддержки, а он оказался любителем выпить и игроком. Она не обращает внимания на первые конфликты, погружаясь в работу, надеясь на саму себя и на свою фортуну, которая подкидывает ей новый сюжет: Наполеон.
Её отец – Иоган-Жозеф Гросхольц — солдат австрийской армии, довольно быстро покинул Страсбург, оставив дочери единственное наследство – законное имя, что не так уж и плохо для той эпохи, когда дети часто не имели и этого. Что послужило его столь скоропалительному отъезду, остается тайной. Возможно, приказ о начале очередной военной операции, а возможно и то, что Анна – жена, будучи моложе его на двадцать семь лет, после рождения дочери завязала роман с Филиппом Кюртюс – образованным и предприимчивым молодым человеком. Банальная история с классическим треугольником, существовавшим во все времена, но, в данном конкретном случае, с совершенно неожиданной развязкой. Молодой человек предложил Анне с ребенком переехать в Париж, где он представляется повсюду, как анатомист. Редкая специальность с неконкретным содержанием, которое может обозначать как некоторые познания в области медицины, так и в лепке восковых фигур. И, наконец, самое удивительное, что он привязался к ребенку, а малышка нашла в его лице заботливого отца и хорошего наставника.
Свою карьеру в Париже Филипп Кортюс начал с изготовления миниатюрных бюстов из воска. Знаток человеческой натуры, он умело льстил своим клиентами, изображая их более привлекательными, чем они были в реальности. В ту эпоху, когда еще не было фотографий, а настоящий портрет у художника стоил дорого и не каждому был по карману, миниатюрные восковые фигурки Кортюса пользовались большой популярностью, измерявшейся многочисленными заказами. Получаемая прибыль позволяла ему арендовать галерею в престижном аристократическом районе Парижа.
Мари после нескольких лет в начальной школе постепенно приобщается к этой деятельности. Вначале он показывает ей, как нужно лепить цветы и фрукты из воска, затем сюжеты становятся более сложными. Она начинает привыкать к этому таинственному материалу, хрупкому и непокорному одновременно, параллельно учится рисовать, шить и моделировать прически. Она оказалась способной, а ее помощь становится все более заметной: Мари — здесь, Мари — там.
В один из холодных февральских дней 1778 года Филипп Кюртюс приглашает Мари на сеанс моделирования на улицу Бон, где остановился великий Вольтер. По дороге он объяснил Мари, кем был этот человек для Франции, а то, что он согласился позировать Кюртюсу, говорит о том, что имя мастера было достаточно известно в те годы. Мари внимательно следит за работой своего учителя и с и интересом наблюдает за философом. Для нее это был первый урок моделирования лица — самого трудного элемента человеческой фигуры. Это был также и первый урок живой истории, который она не забудет никогда. Два месяца спустя великий мудрец умер и, неожиданно, они стали единственными обладателями уникального слепка из воска, сделанного при жизни философа. Деловая хватка Кюртюса подсказала ему, что нужно тот час же изготовить бюст Вольтера. Выставленный в витрине магазина, он привлекал покупателей, да и просто зрителей, желавших простится с этой неординарной личностью. А Кортюс преподнес Мари еще один урок: не нужно пренебрегать зрителями, которые, побывав на их выставке один раз, затем возвращались вновь, превращаясь в клиентов и покупателей.
Так Мари приблизилась к своему двадцатилетию и одновременно она смело входит в мужской мир коммерции и предпринимательства. Она уже полностью освоилась в своей необычной профессии, став хорошим скульптором, но не только... Она сама ведет финансовые документы, торгуется с продавцами воска, тканей и настоящих волос в поиске, где получше, но подешевле; заполняет регистрационные книги; думает о более выгодном освещении фигур, дабы замаскировать неестественно бледный цвет воска; устанавливает зеркала в выставочных залах, искусственно увеличивая пространство. Все для привлечения посетителей, для которых она не жалеет своего природного обаяния. И она уже четко уловила, что должна реализовать свои новые идеи раньше, чем подумает об этом конкурент.
1789 год – кровавый год в истории Франции. "Революция", "казнь", "гильотина" — слова, которые чаще всего можно было услышать в ту эпоху на улицах Парижа. Это был период охоты на любого “гражданина”, подозреваемого в симпатии к королю. Люди бледнели, услышав вечером шаги на лестнице. Кто это? Друзья или солдаты нового республиканского правительства? Как ни странно — все революции похожи друг на друга...
Дела у Мари шли намного хуже, чем раньше — французам не до искусства, выставка пустовала. Неожиданно фортуна усмехнулась ей, но эта улыбка была грустной, даже трагической: в 1790 году умер Бенжамин Франклин, в память которого Национальная Ассамблея Франции объявила траур, а Мари, вспомнив урок Вольтера, тотчас же моделирует профиль великого американца и устанавливает его перед входом в галерею. В течение многих дней толпа почитателей этого свободолюбца не уменьшалась перед их выставкой.
Год спустя Париж прощался с другим своим любимцем – Мирабо. Мари изготовляет и выставляет в витрине его бюст — количество посетителей резко возросло, как и прибыль. Галерея, не смотря на эту грустную славу, становится все более известной.
Неожиданно к Мари приходит иная идея: почему бы не начать лепить портреты живых героев революции? Она обращается к Робеспьеру с просьбой изготовить его бюст и, что удивительнее всего, что он не возражает. Мари полна новых идей, а портреты выдающихся личностей интересуют её особо. Интуиция подсказывала ей, что все эти люди войдут в мировую историю.
Кульминацией в её деятельности стало убийство Марата сторонницей короля Шарлоттой Кордей. Мари еще ничего не знала, когда в ателье вошли несколько представителей власти и, потребовав взять все необходимое для снятия слепка, сопроводили её к месту убийства. Её руки работали четко и уверенно, почти механически, а глаза пытались запомнить черты лица молодой женщины, окруженной солдатами. Вернувшись, она по памяти восстановила её портрет, а позже, по своим эскизам сделала маску – муляж Шарлотты. Неожиданно её осенило, что эта женщина, одна, без Марата — своей жертвы, не представляет собой ничего особенного. Они должны быть вместе. Появилась идея о создании не только фигур, но отдельных сцен, воспроизводящих ключевые моменты истории. Так было положено начало её будущей коллекции.
Казалось бы за всем этим Мари забыла о личной жизни, но нет. Она пользуется успехом у мужчин и не строит из себя недотрогу, но мысль о замужестве ей пришла в голову лишь после смерти Кюртюса, когда она по-настоящему почувствовала себя одинокой. Кем был в её жизни этот мужчина? Любовник матери, вначале он заменил ей отца, которого она не знала, а затем превратился в её наставника и друга, к мнению которого она всегда прислушивалась. Оставив ей ателье и выставочные залы в наследство, он добавил к этому и моральное достояние, научив ее не только работать и мыслить, но самое главное — реализовывать свои проекты. Не так уж и мало! В эти годы у нее уже четко выкристаллизовались редкие для женщин той эпохи достоинства: привлекательность и ум, невероятная трудоспособность и динамизм мышления, решительность и деловая хватка, умение приспособиться к новым обстоятельствам и сразу же извлечь из них выгоду.
Несколько месяцев спустя, после кончины Кюртюса, она познакомилась с Франсуа Тюссо, и в октябре 1795 года они уже обвенчались в мэрии Парижа. В сентябре 1796 года родилась девочка, которая, к сожалению, умерла через 9 месяцев. В апреле 1798 года рождается сын Жозеф. Как ни странно, рождение ребенка не выбило ее из устоявшегося ритма. Она по-прежнему энергична и изобретательна. И именно отсутствие этих качеств у мужа начинает ее раздражать. Она ждала от него помощи и поддержки, а он оказался любителем выпить и игроком. Она не обращает внимания на первые конфликты, погружаясь в работу, надеясь на саму себя и на свою фортуну, которая подкидывает ей новый сюжет: Наполеон.
Комментариев нет:
Отправить комментарий